Пятница, 17.05.2024, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории
Статьи [6]
История казачества. [4]
Казачье воспитание. [5]
Православное христианство вера казаков [4]
Казачи герои. [7]
Казачи сказки. [16]
Казачья кулинария. [7]
Казачьи ремёсла. [0]
Боевые искусства казаков. [0]
Казачий словарь [6]
Книги о казачестве [3]
О казачьих песнях [2]
Казачьи песни слова. [0]
О казачестве. Традиции и культура [12]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 260
Поиск
Статистика

В эфире всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
История
Яндекс новости
Яндекс.Новости
Главная » Статьи » Православное христианство вера казаков

Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях

Почитание святых донскими казаками в XVI-XVII столетиях

  Мировоззрение человека прежде было религиозным: всё вокруг него воспринималось и осмысливалось через призму его личной веры. И естественно, что, попадая в трудную ситуацию, казак просил помощи у Господа, Божией Матери, Святых Угодников, давая обет исполнить нечто важное, как только представится возможность.

  Данный обет нередко заключался в совершении паломничества к святыням земли русской. Наиболее распространенные маршруты выхода в пределы Московского царства пролегали через Воронеж, Елец, Курск, Оскол, Белгород, Валуйки. Если паломник направлялся к святыням без заезда в столицу, специального обращения к государю не требовалось. Царь, по челобитью Войска, время от времени давал указания приграничным воеводам, чтобы те беспрепятственно пропускали казаков. Так, грамотой от 26 февраля 1637 г. воронежскому воеводе князю Савелию Ивановичу Козловскому было велено свободно пропускать казаков, не взимая с них лишних сборов за имущество. "А вперед будут з Дону учнут приезжать на Воронеж Донские атаманы и казаки по обещанью в которой монастырь помолитца, или с родители своими повидатца, и ты б их во всем оберегал и тесноты и насильства никакова им чинить не велел".

  Для проезда через Москву нужно было получить так называемую проезжую грамоту - для чего казаки, заручившись ходатайством Войска, обращались к царю с челобитьем. Проситель обычно получал проезжую грамоту без особых проблем. В случае получения официального разрешения на проезд по территории Московского государства, казак-паломник получал вполне приличное ежедневное содержание и право беспрепятственного путешествия туда и обратно.

  Прошение подавалось из пограничного города, где находился глава административного округа – воевода, и последующий путь к святыням обычно лежал не просто через Москву, а через соответствующие приказы. Каждого богомольца власти рассматривали как ценного информатора, подробно расспрашивая (обычно в Посольском приказе) о ситуации в донских степях. Ещё больше внимания приказные люди проявляли к тем, кто вышел из плена, желая прознать даже мелкие детали недавних событий в Турции или Крыму. Паломникам же задержка в Москве была выгодна - они обычно обращались к царю с новой челобитной, прося вознаградить за полонное терпение или тяжкие воинские труды.

  Вот выборка из паломничеств казаков по данным обетам из "Донских дел".

  Сентябрь-ноябрь 1639 г. (проезжая на Соловки выдана 31 января 1640 г.). Станичный атаман Обакум Софонов, казак Иван Шеховской, Осип Лосев, Лев Семенов, Иван Иванов, Иван Екимов, Богдан Иевлев, Яков Петров направляются в Соловецкий монастырь - "помолитись Московским и Соловецким чудотворцам" ("обещались, как были в полону в неволе в Азове ж городе до взятья").

  Проезжая от 29 июня 1640 г. Обакум Сафонов и Лев Семенов - в Свято-Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка на богомолье.

  1640 г. - казак Петр Афанасьев - в Соловецкий монастырь "по обещанью своему к Зосиме и Совотею Соловецким чудотворцам помолитца и оброк своей души грешной свесть".

  1641 г., ноябрь - казак Онуфрий Шатров в Киево-Печерский монастырь (по обету после плена).

  Январь 1642 г. - казак Пётр Фёдоров; 1643 г., сентябрь - казак Лев Пушкин. 1645 г., январь - казак Богдан Фёдоров. 1645 г., март - казаки Василий Митрофанов и Иван Яковлев – в Москву "помолитца Московским Чудотворцам".

  1646 г., июль-август - казак Иван Чакун "помолитца на Москве Московским Чюдотворцем Петру и Алексею и Ионе".

 1646 г., март - казак Осип Колуженинов с женой и детьми - "помолитца Московским Чюдотворцем"; казаки Яков Елисеев Жуков и Андрей Елисеев - в Соловецкий монастырь "помолитца преподобным отцем Изосиму и Саватии".

 1645 г., декабрь - казаки Дмитрий Васильев и Михаил Григорьев "молитца Московским Чюдотворцем".

 1646 г., декабрь - казак Семён Дементьев в Можайск "помолитца Николе Чюдотворцу".

 1648 г., март - казаки Степан Стариков, Перфилий Иванов в Соловецкий монастырь "помолитца Изосиме и Саватею".

 1648 г., февраль - атаман Осип Калуженин и казак Василий Моисеев тоже на Соловки (Осип на государевой службе ранен "во многие места и обещался…").

 1648 г., май - казаки Василий Моисеев и Корнилий Яковлев туда же на богомолье (были ранены в бою с крымцами, "видя свою нужю и смертной час помнючи, прося у Господа Бога милости и хотя видя свет и слышучи про исцеление Соловецких чюдотворцев и не хотя умереть без покаяния, просили у них милости и обещалися им помолитца").

 1648 г., июнь - казак Марк Назаров Матюнин; 1648 г., август - казаки Иван Евлахов и Ермолка Иванов – в Москву "помолитца Московским Чюдотворцем".

 1648 г., декабрь - казак Иван Жуков в Новгород Великий, в Деревенецкий монастырь ("Воскресению Христову помолитца").

 1648 г., ноябрь - казаки Иван Разин и Трофим Григорьев Разин; 1649 г., апрель - казак Семен Дементьев в Соловецкий монастырь "помолитца Изосиме и Саватею".

 1649 г., сентябрь - казак Максим Максимов в Можайск "помолитца святителю Христову Николаю Чюдотворцу".

 1649 г., декабрь - казаки Парфен Иванов и Киприян Щербачев в Курск (молиться Богородице) и Москву (Чудотворцам).

 1649 г., декабрь - казаки Семен Григорьев, Григорий Никифоров, Иван Максимов, Михаил Максимов, Артемий Васильев, Никон Савельев; 1650 г., январь-февраль - казак Афанасий Борисов Аргамаков, Григорий Чакунов на Соловки "помолитца Изосиме и Саватею".

 1650 г., январь - казаки Богдан и Иван Северовы - "в Астрахань молитись Живоначальной Троице и в Казань Пречистой Богородице, чюдотворному образу Казанской и великим Казанским чудотворцам".

 1652 г., май - казаки Григорий Бредихин и Тарас Леонтьев; 1652 г., август - казаки Федор Венедиктов и Савелий Онофриев; 1652 г., ноябрь - казак Степан Тимофеев Разин (по обету, данному в 1649 году вместе с отцом) – в Соловецкий монастырь "помолитися преподобным отцем Изосиму и Саватье".

 1652 г., декабрь - казак Яков Жуков "помолитца Московским чюдотворцам".

 1653 г., январь - казак Иван Матвеев во Владимир "помолитца Пречистой Богородицы Володимерской".

 1653 г., март - казак Савин Онофриев; 1653 г., май - казак Федор Леонтьев Дугин - "помолитца к Соловецким чудотворцам".

 1653 г., 23 августа - войсковая отписка свидетельствует: "Донские-ж казаки низовые и верховые по обещанию своему ходят от нас з Дону на Царицын город молитца Пречистой Богородице в монастырь честного и славного Ея Сретения иконы Владимерские…"

 1653 г., август - казак Емельян Копылов "Соловецким чудотворцам помолитца".

 1653 г., ноябрь - казак Иван Андреев Гузеев; 1653 г., ноябрь - казак Петр Ерофеев "помолитися… великому чюдотворцу Николе".

 1653 г., ноябрь - казак Григорий Кириллов в Москву и Чернеев монастырь "помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу, митрополитом Московским и всеа Русии чюдотворцем, а с Москвы Шатцкого уезду в Чернеев монастырь великому чюдотворцу Николе".

 1653 г., ноябрь - казак Григорий Онисимов "помолитися на Москве в соборной церкви Пречистой Богородице Честного и Славного ея Сретение иконе Владимирские и святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филиппу…".

 1653 г., декабрь - казак Минай Иванов Золотарев "помолитца на Москве Пречистой Богородице честного и славного Ея Сретение иконы Володимерские да святым святителем Петру, и Алексею, и Ионе, и Филипу московским чудотворцем".

 1654 г., ноябрь - казаки Кирей Петров, Яков Ефимов, Иван Ермолаев, Дмитрей Исаев – на Соловки "помолитися Изосиму и Саватие";

 1654 г., ноябрь - июнь 1655 г. - Казаки Купреян Карпов и Федор Алексеев "помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие".

 1655 г, ноябрь - январь 1656 г. - низовой казак Иван Иванов "помолитися на Москве Пречистой Богородице во святей соборной апостольской церкви честнаго и славного Ея Успения Пречистые Богородицы и святым святителем Петру и Алексею, и Ионе, и Филипп, Московским чюдотворцем".

 1655 г., ноябрь - казаки Яков Ананьин и Федор Корнилов; 1655 г., ноябрь - казаки Емельян Семенов и Онуфрий Аверкиев, в Москве к ним присоединился Терентий Павлов; 1657 г., декабрь - низовой казак Григорий Афанасьев; 1658 г., февраль - казак Григорий Онисимов; 1658 г., февраль - казаки Никита Иванов и Павел Григорьев (обет, данный в турецком плену); 1658 г., апрель - казак Григорий Золотарев; 1659 г., январь - казаки Артемий Васильев сын Чичик, Исай Осипов сын Турченин, Никита Яковлев, Иван Васильев - "помолитися преподобным отцем Зосиму и Саватие".

 1659 г., февраль - казаки Борис Кузьмин и Иван Алексеев "помолитца Московским чюдотворцем".

 1659 г., ноябрь - казак Иван Ипатьев "помолитися на Москве святителем Петру, и Алексею, Ионе, и Филиппу".

 1659 г. - казак Иван Степанов Орлов и ещё 12 казаков, чьи имена не известны "помолитца в Астрахани".

 1661 г., февраль - казак-"выходец" Дмитрий Павлов "помолитца Московским чюдотворцем".

 1661 г., ноябрь - низовые казаки Степан Разин и Прокофий Кондратьев на Соловки "Соловецким чудотворцам Изосиму и Саватию помолитца".

 1661 г., ноябрь - низовой казак Андрей Федоров "Московским чудотворцам помолиться в Чудове монастыре Алексею Митрополиту".

  Как видно, чаще всего паломники шли поклониться Святым Зосиме и Савватию (24 раза). Далее идут московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп (20), Никола Можайский (4), Николаевский Шацкий монастырь (2), Киево-Печерский (1). По разу упоминаются Новгород Великий, Курск, Астрахань, Казань, Владимир, куда ходили к чудотворным иконам Божией Матери и Троицы. О Царицыне говорится, как об обычном месте паломничества к находившемуся там списку иконы Владимирской Божией Матери.

  Но в “Донских делах” отмечены лишь те богомолия, маршрут которых пролегал через Москву. Поэтому заслуживают внимания и некоторые косвенные данные - например, о связях донцов с монастырями.

  Связи эти уходят далеко в глубь времен. Так, в расспросных речах атамана Алексея Старого от 9 октября 1625 года, в связи с удачным набегом казаков на азовские укрепления, поминается как самое обыденное дело отсылка захваченных у турок негодных медных пушек - "по убогим монастырям на Воронеж, в Шатской, на Лебедань и к Святым Горам на колокола" (всего 117 пудов меди). Позднее в войсковой челобитной от 20 декабря 1636 года сказано о выезде казаков-"оброчников" по монастырям на богомолье, как о таком же обычном деле. При этом из документа ясно, что из упомянутых монастырей к казакам приезжали с просьбой.

  Что же связывало донцов с этими обителями?

  Два из монастырей по российским меркам - древние. Основание Святогорской обители относится по легенде к XIII веку, а Лебедянский Троицкий мужской монастырь был основан в XVI веке. Два из монастырей связаны с именем Николая Чудотворца. С 1540 года Святогорская обитель прославилась явлением чудотворного образа Святителя Николая. Святому Николаю же изначально был посвящен основанный по преданию в 1573 году самими донскими казаками монастырь близ городка Шацка Тамбовского уезда на реке Цне.

  Строитель монастыря "черный поп" Матвей поначалу устроил пустынь "Рождества Богородицы и великого Чудотворца Николы". С его слов в грамоте от 27 марта 1586 года указано: "Стал де тот монастырь лет с 13 на пустыни". В короткий срок пустынь переросла в монастырь во имя Чудотворца Мирликийского. Уже в царствование Федора Иоанновича монастырь получил во владение лес, рыбную ловлю и угодья с "бортьями ухожими".

  Из источников видно, что Свято-Николаевский Черниев Шацкий монастырь долго оставался казачьим, куда постригались престарелые и увечные донцы, куда они делали вклады на помин усопших. В нашем списке он поименован только дважды, но на самом деле его-то как раз чаще других посещали казаки! Ведь, чтобы поклониться Николаю Чудотворцу в своём монастыре, разрешения государя не требовалось.

  Войсковая челобитная 1663 года упоминает, что "за службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах, при Исайе Мартемьянове, и при Смаге Чершенском, в Шацком уезде Рождества Пречистыя Богородицы и великого Чудотворца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строение, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они де издавна тот Чернеев монастырь всем войском Донским и ныне строят и многие вклады дают". Монастырь часто посещали проездом казачьи посольства-станицы, направлявшиеся в XVII веке в Москву.

  Еще в XIX столетии в монастыре находился колокол, присланный казаками из Азова в 1641 году, а в монастырском Синодике XVII века значились роды донских казаков (например, казака из Черкасска Герасима Бурмина, Павла Чеснохина, атамана Василия Грешного, атамана Ивана Подшивы, род донских казаков, побитых под Азовом).

  В списке нет сведений и о паломничествах в другую обитель - Борщев Троицкий мужской монастырь близ Воронежа, ниже по течению Дона. Троицкий монастырь казаки тоже посещали чаще, чем другие. И отношение к нему можно назвать особенным.

  Монастырь был основан с разрешения царя Михаила Федоровича по челобитью войска от 1611 года на войсковой счет и состоял в течение многих десятилетий под покровительством казаков. Войско выступало защитником от посягательств на монастырское имущество соседей-помещиков, ходатаем перед властями по имущественным делам. В "Тетради" певчих дьяков, шедших в 1696 году под Азов, сказано, что обитель находилась "под властью Донских казаков атамана Фрола Минаева с товарыщи, а ныне приписан к Воронежскому епископу". Передача монастыря в ведение воронежского архиерейского дома относится к 21 ноября 1681 года при епископе Митрофане.

  Хотя в наименовании монастыря значилась Святая Троица, изначально в обители был построен и второй храм -Николая Чудотворца. В описании от 1625 года упоминаются "церковь во имя Живоначальныя Троицы древяна, …да теплый храм великого Чудотворца Николы древень же". В храме Святой Троицы были также освящены престолы во имя Преподобных отцов Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, и Параскевы Пятницы.

  Именно сюда чаще, чем в другие монастыри, уходили раненые и пожилые казаки. Часто принимал он и казаков, стремящихся поклониться Николаю Угоднику. "И изслужася на твоей государевой службе, мы, холопи твои, выходим в то твое царское богомолья, в Борщев монастырь на обещания", - свидетельствует войсковая челобитная от 29 ноября 1645 года. Монастырь обладал значительными земельными угодьями и рыбными ловлями.

  Сложнее установить, каких именно святых почитали собственно в донских городках-станицах. К сожалению, документы не раз упоминают расположенные в них часовни, но почти не содержат информации о храмах. Так, одной из самых ранних была часовня в Монастырском городке. Лишь позднее была построена, а в 1652 году освящена деревянная войсковая соборная церковь Воскресения Христова - первый храм донских казаков.

  Мало известно и о том, иконы каких святых чаще всего можно было встретить в казачьих часовнях - есть лишь фрагментарные сведения разного характера. Так, в описи имущества атамана Наума Васильева и его казаков наряду с богослужебными книгами и облачениями священника упомянут образ Николая Чудотворца на кипарисной доске в серебряном окладе. По объяснению атамана, все принадлежало Войску.

  Первые храмы, ставшие объектами попечения донских казаков, упомянуты в связи с азовским осадным сидением 1637-42 гг. - это церкви в захваченном казаками Азове: Иоанна Предтечи и Святителя Мирликийского Николая Чудотворца. Вокруг первой жили греки, и служил там "поп черной", присланный константинопольским патриархом – это была греческая приходская церковь. Раньше в Азове были и другие православные храмы, но к 1637 году турки уже переделали их под мечети.

  Впоследствии казаки рассказывали, что, сидя в осаде, призывали на помощь "Творца и Содетеля нашего Бога, и Пречистую Богородицу, и великого Иванна Предотеча, и Николу Чюдотворца, и Святых страстотерпец Бориса и Глеба". Покидая Азов, Войско дало обещание "за помощь и заступления" Божией Матери, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца построить на Дону храм.

  15 октября 1649 года в Черкасске началась эпидемия, воспринятая казаками как наказание за неисполнение обета. Несколько месяцев донцы служили молебны тем, кому давали обещание, а также Св. Алексею Человеку Божию. К концу декабря эпидемия закончилась, а войско вскоре начало строить соборный храм Воскресения Христова, с пределами Благовещения, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и Св. Алексея Человека Божия. По окончании строительства царь и патриарх прислали на Дон мощи шести святых. Любопытно, что все они - северорусские, в основном новгородские.

  Таким образом, кроме Богородицы, самым почитаемым святым у казаков в конце XVI-XVII вв. оставались Николай Чудотворец и Соловецкие Чудотворцы Зосима и Савватий. Ясного ответа, почему почитание именно их получило такое распространение, пока нет.

С. Римский (“Мир Истории”)

 

Категория: Православное христианство вера казаков | Добавил: bratstvo-terek (22.05.2009)
Просмотров: 1129 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт управляется системой uCoz




Copyright MyCorp © 2009 Братство казаков "ТЕРЕК"
При копировании информации на другой сайт, просим ставить ссылку: //bratstvo-terek.clan.su